Как выбрать толщину тротуарных плит?
Толщина тротуарных плит назначается для каждого конкретного случая применения мощения с учетом особенностей объекта, вида основания, интенсивности и состава движения, опыта строительства и эксплуатации аналогичных участков мощения.
В статье рассмотрены основные правила и примеры выбора толщины плит для различных условий применения.
Таблица 1 ГОСТ 17608-2017 - Группы плит
№ пп. |
Характеристика |
Плиты бетонные тротуарные |
|||
Группа А |
Группа Б |
Группа В |
Группа Г |
||
1 |
Класс по прочности на сжатие, не менее |
В22,5 |
В25 |
В30 |
В40 |
2 |
Класс по прочности на растяжение при изгибе, не менее |
Вtb3,2 |
Вtb3,6 |
Вtb4,0 |
Вtb4,4 |
3 |
Марка по истираемости, не более |
G3 |
G2 |
G1 |
G1 |
4 |
Минимальная толщина изделий, мм |
40 |
60 |
80 |
100 |
5 |
Соотношение габаритов (Д/Т)*, не более |
- |
12 |
4 |
2 |
* Д/Т – соотношение «длина/толщина» |
Группы по эксплуатации:
Группа А – Тротуары улиц местного назначения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений.
Группа Б – Тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки.
Группа В – Дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкого автотранспорта, территории АЗС.
Группа Г – Зоны высокой нагрузки (территории для стоянок грузового автотранспорта, порты и доки).
Для плит и крупноформатных плит мощения в некоторых ситуациях проектирования соотношение габаритов “длина/толщина” может не соответствовать приведенным в табл. 1 значениям. В таком случае требуется отдельное обоснование их применения.
В расчетах дорожных одежд толщина камня/плиты зависит от вида основания. Однако, c учетом зарубежного и отечественного опыта эксплуатации покрытий следует увеличивать толщину изделий независимо от вида основания. Такой подход позволяет компенсировать ошибки, допущенные при проектировании и строительстве. Так, при проектировании сложно прогнозировать фактические эксплуатационные нагрузки. При строительстве возникают дефекты подготовки основания и укладки изделий. Чем толще камень/плита, тем надежнее фиксация изделия в покрытии. Нагрузка на основание распределяется на большую площадь.
При назначении толщины камней можно следовать следующим рекомендациям:
• минимальная толщина камней мощения дорожных покрытий основных пешеходных коммуникаций и общественных пространств (например, городские площади, пешеходные зоны, тротуары городских дорог) – 80 мм;
• минимальная толщина камней мощения дорожных покрытий второстепенных пешеходных коммуникаций (например, садово-парковые дорожки и площадки, дорожки и площадки на индивидуальных частных участках) – 40 мм (рекомендуемая – 60 мм);
• минимальная толщина камней мощения на транспортных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось не более 6 тонн (нормативная нагрузка А6 по ГОСТ Р 32960) – 80 мм (например, зоны проезда легковых автомобилей в зонах стоянки, квартальные проезды в зонах малоэтажной застройки (до 5 этажей));
• минимальная толщина камней мощения на транспортных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось более 6 тонн (нормативная нагрузка – А10; А11, 5 по ГОСТ Р 32960 или А1, А2, А3 по ОДН 218.046-01)– 100 мм (например, автомобильные дороги, квартальные проезды в зонах высотной застройки).
• минимальная толщина камней для зон въезда автомобилей на индивидуальных частных участках – 60 мм (рекомендуемая – 80 мм).
Толщина плит определяется исходя из расчетов на прочность в зависимости от их габаритных размеров, действующих на покрытие нагрузок и вида основания. Минимально допустимая толщина плит приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Рекомендуемая толщина плит мощения
Типовая ситуация при проектировании |
Длина (наибольший размер) плиты |
Толщина плиты, мм
|
Пешеходные улицы и дороги |
до 400 мм |
≥ 40-50 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 60 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 80 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 80 |
|
Пешеходные улицы и дороги с возможностью заезда обслуживающего транспорта с полной массой до 3,5 т (или 0,875 т/колесо) |
до 400 мм |
≥ 80 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 80 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 100 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 100 |
|
Пешеходные улицы и дороги с возможностью заезда обслуживающего транспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) |
до 400 мм |
≥ 100 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥120 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 120 мм |
|
> 800 мм до ≤ 900 мм |
≥ 120 мм |
|
> 900 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 140 мм |
|
Автомобильная дорога, ведущая к отдельному зданию для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 140 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 160 мм |
|
Автомобильная дорога, ведущая к жилому массиву для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 160 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 180 мм |
|
Автомобильные дороги для движения автобусов и автомобилей с полной массой до 18 тонн (или 4,5 т/колесо) (до 65 автобусов в день) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 180 мм |
Примеры определения толщины камней/плит мощения
Пример 1. На территории музейного комплекса предполагается устройство мощения из плит размерами 500х700х80 мм. По покрытию предусматривается движение автомобиля с нагрузкой 16 тонн/ось. Допускается ли применение таких плит?
С учетом предполагаемых нагрузок группа эксплуатации покрытия - группа В (таблица 1). Для изделий этой группы соотношение “длина/толщина” должно быть не более 4. Условие не выполняется: 700 мм/80 мм =8,75 > 4. Требуется уменьшение длины и увеличение толщины плиты.
Пример 2. Заказчик предполагает использовать плиты 600х100х100 мм для мощения внутриквартальных проездов. Допускается ли применение таких плит?
Группа по эксплуатации покрытия – группа В (таблица 1). Соотношение “длина/толщина” изделия должно быть не более 4. Условие не выполняется: 600 мм/100 мм = 6 > 4. Требуется уменьшение длины и увеличение толщины плиты. Для мощения проездов могут быть использованы плиты 500х500х125 мм (соотношение длина/толщина не превышает 4).
Пример 3. Требуется выбрать изделия для мощения тротуара шириной 3 м.
Согласно СП 82.13330.2016 “Благоустройство территорий” (п.6.1.) при строительстве пешеходных дорожек шириной более 2 м следует учитывать возможность заезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные машины, автомобили с раздвижными вышками). После запроса в эксплуатирующую организацию выяснилось, что полная масса уборочной машины для данной территории не превышает 6 т. Примем группу по эксплуатации покрытия – группу Б. Соотношение “длина/ширина” должно быть не более 12, а толщина не менее 60 мм. С учетом рекомендаций табл. 2 примем плиту 600х300х100 мм.
Пример 4. Требуется выбрать камень/плиту для мощения пожарного проезда.
Параметры нагрузки от пожарной техники должны быть указаны в техническом задании на проектировании. Если нагрузка не указана, можно обратиться к федеральным или местным нормативам или рекомендациям. В Московских городских строительных нормах МГСН 3.01-01 “Жилые здания” масса пожарного автомобиля принимается 46 тонн, количество осей автомобиля – 4; нагрузка на передние оси – по 75 Кн (7,5 тс); на 3 и 4 оси – по 155 Кн (15,5 тс). Назначим конструкцию: плиты 600х300 мм – 10 см; подстилающий слой – 5 см; несущий слой основания из щебня -20 см; георешетка полиэфирная, дополнительный слой основания из песка – 20 см; геотекстиль; грунт земляного полотна насыпной, уплотненный (техногенный грунт). Проверочные расчеты на сдвиг, cтатическую нагрузку, морозоустойчивость и изгиб для плит выполняются в программе “IndorPavement Expert”
Пример 5. Заказчик предполагает использовать плиты 1000х1000х120 мм для мощения контейнерного терминала. Допускается ли применение таких плит?
Несмотря на большие габариты и толщину плит они не годятся для данной территории. Группа по эксплуатации покрытия терминала – группа Г. Минимальная толщина изделий – 100 мм, а соотношение “длина/толщина” должно быть не больше двух. Для мощения территорий терминалов применяются камни типа “Волна”, “Трилистник”.
Пример 6. Требуется подобрать камень/плиту для мощения эксплуатируемой кровли. Нагрузка на покрытие от автомобилей 1,5 т/ось.
Для назначения конструкции воспользуемся Альбомом конструкций дорожных одежд и эксплуатируемых кровель с покрытием из камней/плит мощения с применением экструзионного пенополистирола (АПВИ, 2018 г, www.АПВИ.рф , раздел “Документы”). Конструкция: камень мощения 200х100х50 мм - 5 см, щебень - 11 см; песок - 5 см; экструзионный пенополистирол – 5 см, гидроизоляция, железобетонная плита перекрытия.
Пример 7. Может ли газонная решетка (иллюстрация табл.1, размеры 596х396х80 мм) использоваться в качестве дорожного покрытия стоянки автобусов?
Группа по эксплуатации покрытия – группа В. Cоотношение “длина/толщина” изделия не должно превышать 4. При размере газонной решетки 596х396х80 мм это условие не выполняется. С целью сохранения принципа проницаемого покрытия на данной площади, возможно использовать камень с двумя ячейками: 300х150х80 мм.
Текст статьи подготовлен на основе материалов пособия "10 правил качественного мощения", разработанного Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства (www.АПВИ.рф). ООО завод "Берит" является членом АПВИ с 2016 года.